Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Мой профиль
Выход
 Вход 
Помощь?



Вы вошли как Гость
 
Группа "Гости"
Здравствуйте, Гость

Меню сайта
Категории раздела
Файлы по психологии [4]
Общие файлы [4]
Материалы педагогов [3]
ШПР [17]
Дополнительно

Важная информация

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы педагогов

Инновационные формы работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию
[ Скачать с сервера (38.0 Kb) ] 28.02.2016, 22:38

Сапожникова Е.А., воспитатель,

Петраченкова С.А., педагог – психолог,

ГОКУ СО « Центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей»

г. Ангарска, Иркутской области

Инновационные формы работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию

   Трагизм сегодняшнего состояния семьи ставит перед обществом жизненно важную проблему – объединение усилий государства, Центров помощи детям (ЦПД) и семьи в восстановлении детско - родительских отношений (если семья попала в жизненно трудную ситуацию и ребёнок находиться в Центре помощи детям). Наилучшим решением судьбы ребёнка является возвращение его в кровную реабилитированную семью и в восстановлении союза между взрослыми и детьми. Основу этого союза должны составлять любовь и взаимопонимание, уважение друг к другу, поддержка, восстановление эмоциональной близости и т.д. Такие отношения можно создать только совместными действиями детей и взрослых, включив их в активную совместную деятельность, причем деятельность, полезную и для себя и для людей, так постепенно и будет укрепляться, и развиваться содружество детей и взрослых.

   Изъятие детей из семьи и помещение их в ЦПД наносит детям психологическую травму, и провоцирует эмоциональное отторжение взрослых. Одной из основных задач специалистов ЦПД прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, восстановлению детско – родительских отношений, защитой прав и интересов семьи, невзирая на отклонения в их образе жизни. Реализация этой задачи требует от специалистов  ЦПД активного поиска мер, направленных на эффективное содействие семье в восстановлении ее воспитательной функции и социального здоровья.

   Работа по разрешению проблемных ситуаций ведется и с родителями, и с детьми одновременно. Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с детьми, и для решения этой проблемы мы проводим для них социально-психологические тренинги. В ходе их реализации повышается уровень социально-психологической и педагогической компетентности; родители овладевают способами позитивного общения, взаимодействия с ребенком, преодолевают стереотипы своего поведения, получают психологическую и эмоциональную поддержку.

   В ходе групповых занятий с совместно детей и родителей у последних вырабатываются навыки общения, принятия решения, формируются доверие и позитивные взаимоотношения с окружающими, развивается самоуважение. Дети учатся распознавать и выражать свои чувства, управлять своим эмоциональным состоянием, справляться со стрессом, тревожностью, страхами.

   В ходе совместной работы проводятся сеансы релаксации, основной задачей которых является достижение полного расслабления мышечной и нервной системы, что способствует снижению нервно-психического напряжения и личностной тревожности.

  Анализ традиционных и нетрадиционных форм совместной деятельности педагогов, родителей и детей показал, что на практике часто используются в основном традиционные формы работы с родителями, дети которых находятся в ЦПД. Это собрания, встречи, приглашение родителей на концерты, посещение родителями детей кон­ференций, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда отвечают насущным потребностям конкретной семьи. В Днях открытых дверей мало роди­телей принимают участие.

   Одной из главных задач педагогов является создание условий для восстановления нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

   В нашем учреждении постепенно внедряются и пользуются успехом такие нетрадиционные формы работы с семьями как: совместное коллекционирование, дискуссионно – просветительский  клуб «Метаморфоза», с приглашением специалистов различных профилей: психологов, медиков, юристов и просто интересных людей,  реализация благотворительных проектов, руководство родителями кружками по интересам (вышивание, квилинг, лепка из солёного теста и т.д.), участие в оборудовании групп, совместное создание «Книги жизни семьи», в которой фиксируется история семьи, включаются фото, воспоминания, родословная семьи, при её создании родители и дети  чувствуют принадлежность своей семье и близость друг к другу, так же родители привлекаются для содействия в проведении экскурсий, интересной формой сотрудничества является выпуск газе­ты, в создании которой участвуют  педагоги, специалисты, родители и дети, конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение» и другие. Вариантов может быть много. Главное – привлечь внимание родителей к вопросам воспитания их детей.

   Эффективность выше перечисленных методов убедили нас в необходимости разработки и внедрения инновационной программы реабилитации семьи и восстановления детско-родительских отношений, ожидаемым результатом которой является осознание родителями важности и необходимости быть доступными для ребенка: вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и принять переживания ребёнка, проговорить и обсудить их вовремя, не забывать про ребенка и учитывать его интересы, проводить время с ребенком, т. к. только в семейном времяпровождении сам по себе возникает духовный контакт.

   Список литературы:

  1. Каухова, А.Г. Содержание, формы и методы работы с родителями / А.Г. Каухова, Г.С. Мальморкина // Классный руководитель. – 2000. - № 5. – С.111-114.
  2. Степанова, Е.В. Система взаимодействия: семья, клуб, социум / Е.В. Степанова, С.Ю. Финанжина  // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. - № 8. – С.38-40.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
Категория: Материалы педагогов | Добавил: asazonova | Теги: работа с семьей, психолог, ангарск, петраченкова, центр помощи детям
Просмотров: 992 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Советуем
  • Минсоцразвития Иркутской области
  • Минздрав Иркутской области
  • Попечительский совет
  • Усыновление
  • Архив записей
    Погода

    Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска © 2013-2024