ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ОБЛАСТНОЙ
ДЕТСКИЙ ДОМ г.АНГАРСКА
Утверждено
приказом
№ ____от___________
ШКОЛА
ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Программа обучения
ОБЩИЙ КУРС (начинающие)
РАЗДЕЛЫ:
Вводное занятие
1. Юридический Структура законодательства, основные
нормативные акты и их применение
2. Медицинский
Диагностика и особенности здоровья детей в интернатных учреждениях, требования
к здоровью родителей, работа с медицинскими документами ребенка
3.
Психолого-педагогический Психология семьи, детская психология,
детско-родительские отношения, адаптация ребенка и семьи
4. Административный Подготовка
документов и судебные процедуры
Вводное занятие
− Базовые статистические данные
по РФ и в Иркутской области: выявление детей, оставшихся без попечения
родителей.
− Причины, по которым дети остаются без попечения родителей Состав детей в
региональном банке по здоровью и возрастам, Каких детей нельзя передать в семью
и/или на усыновление.
− Возвраты детей из принимающих семей, причины, риски.
1. Юридический
1.1. Правовые основы и структура
законодательства. Кто такие дети, оставшиеся без попечения родителей?
1.2. Что такое органы опеки и попечительства, где они находятся.
1.3. Семейные формы устройства, семейного устройства - усыновление, опека,
попечительство, приёмная семья, их отличие. Материальные и личные права и
обязанности. Дети, подлежащие усыновлению, опеке, передаваемые в приёмную
семью.
1.4. Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в усыновители и
опекуны.
1.5. Правовое положение детей. Причины проблем, «статус», механизмы передачи
ребенка в семью.
1.6. Каких детей можно усыновить. Права ребёнка при усыновлении.
1.7. Права биологических родителей ребёнка и их родственников после передачи
ребенка в принимающую семью. Восстановление родителей в правах.
1.8. Тайна усыновления. Изменение ребёнку ФИО, даты и места рождения.
1.9. Наблюдение органами опеки за усыновлённым, принятым под опеку,
патронируемым ребёнком.
1.10. Отмена усыновления, снятие опеки.
2. Медицинский
2.1. Ограничения для приёмных родителей по состоянию
здоровья и интерпретация ограничений и требований.
2.2. Система установки диагноза, методы диагностики детей в учреждениях.
2.3. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младшего возраста и их
комментарий. Корректируемые и некорректируемые заболевания.
2.4. Особенности состояния здоровья детей в домах ребёнка, детских домах,
детей, отобранных из неблагополучных семей.
2.5. Гипер- и гиподиагностика в детских учреждениях.
2.6. Независимая экспертиза здоровья детей, передаваемых на семейные формы
устройства.
2.7. Особенности возрастного физического развития детей – обзор.
2.8. Генетическая наследственность.
2.9. Психиатрия и психофизиология: психиатрические заболевания у детей,
диагностика и основные факторы, влияющие на развитие заболеваний.
2.10. Оказание доврачебной помощи детям дошкольного
возраста.
3. Психолого-педагогический
3.1. Семейная система –
психология семьи, этапы развития, кризисы, функции и дисфункции семьи.
3.2. Ребёнок в семье, ребёнок как личность, условное и безусловное принятие
ребёнка.
3.3. Мотивация. Родительские ожидания и разочарования.
3.4. Подготовка родственников к принятию нового члена семьи.
3.5. Психология общения со службами в процессе оформления усыновления, опеки.
3.6. Потребности ребенка и взрослого. Госпитализм, источники депривационных
расстройств у ребёнка.
3.7. Основные депривационные проблемы у детей развивавшихся вне семьи,
отобранных из неблагополучных семей. Виды депривационного поведения детей.
Возможности реабилитации. Госпитализм, психотерапия депривационных расстройств
у ребёнка.
3.8. Особенности возрастной психологии детей.
3.9. Поиск и выбор ребёнка, что о нём следует знать.
3.10. Знакомство с ребёнком в учреждении, как наладить отношения.
3.11. Общение с окружающими и посторонними людьми; правила поведения.
3.12. Процесс адаптации. Стадии, особенности каждой стадии, зависимость
скорости адаптации от основных факторов. Определение перехода одной стадии в
другую.
3.13. Первые дни ребенка дома. Постусыновительская депрессия.
3.14. Интерпретация поведенческих проявлений ребёнка в приёмной семье. Основные
стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей.
3.15. Особенности поведения в приёмной семье детей, имеющих различный опыт
воспитания в родной семье и время нахождения в учреждении.
3.16. Особенности психологии приемных подростков. Основные ошибки усыновителей
в интерпретации поведения подростков.
3.17. Тайна усыновления. Историография ребёнка. Как и когда рассказать ребёнку,
о его происхождении.
3.18. Идентичность приемного ребенка. Проблемы контактов ребёнка с
биологическими родственниками. Выработка/корректировка отношения ребёнка к
его биологическим родителям.
3.19. Взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями ребёнка,
юридические, этические и психологические аспекты.
4. Административный (административные и судебные
процедуры)
4.1. Перечни требуемых документов.
4.2. Порядок и последовательность
прохождения инстанций для всех видов семейного устройства детей. Подготовка
документов для получения заявителем разрешения в органах опеки быть
усыновителем, опекуном, приемным родителем.
4.3. Обследование жилищно-бытовых условий кандидатов. Заключение органов опеки
о соответствии усыновления интересам ребёнка.
4.4. Приёмная семья: Оформление, порядок заключения договора О создании
приемной семьи, Форма договора. Материальное обеспечение семьи, льготы.
4.5. Получение направления на ребенка и ознакомление с документами ребенка.
Документы ребенка.
4.6. Подача заявления в суд и судебная процедура установления усыновления.
4.7. Порядок оформления новых документов на ребёнка: получение в органах ЗАГС
Свидетельства об усыновлении и Свидетельства о рождении, регистрация по месту
жительства, запись детей в загранпаспорт усыновителя.
4.8. Наблюдение органами опеки за усыновлённым, принятым под опеку,
патронируемым ребёнком.
После окончания обучения проводится общая конференция: короткая официальная
часть – поздравления от руководителей и преподавателей ШПР, озвучиваются
ближайшие интернет и очные мероприятия в регионах. Неофициальная часть –
ответы на оставшиеся вопросы, разговоры не по теме.
Дополнительно проводятся:
Групповые тематические консультации:
- Дети, рождённые от инфицированных матерей.
- Подготовка к принятию ребенка для одиноких усыновителей/опекунов.
- Принятие в семью одновременно двух и более детей.
- Принятие в семью ребенка при наличии кровных детей.
- Подготовка дома (комнаты) к приему ребенка.
Семинары-консультации
- Взаимодействие с органами опеки при возникновении конфликтной ситуации,
доказывание своей позиции.
- Подготовка заявлений в органы опеки в сложных ситуациях.
- Подготовка заявлений в суд.
- Восстановление биографии ребёнка: розыск документов, кровных родственников
детей.
- Как рассказать ребёнку о его принятии в семью.
Программа обучения второго курса – «Поддержка» (сопровождение и
развитие компетенций)
РАЗДЕЛЫ:
Вводное занятие
1. Юридический Права и обязанности, процедуры, документы.
2. Медицинский (справочный) Диагностика и особенности здоровья
детей в интернатных учреждениях, гипер- и гиподиагностика способы , особенности
возрастного развития детей, оказание доврачебной помощи
3. Психолого-педагогический Психология семьи, детская
психология, детско-родительские отношения, адаптация ребенка и семьи
Вводное занятие
− Базовые понятия
1. Юридический
1.1. Семейные формы устройства, семейного устройства - усыновление, опека,
попечительство, приёмная семья, их отличие.
1.2. Порядок оформления новых документов на ребёнка: получение в органах ЗАГС
Свидетельства об усыновлении и Свидетельства о рождении, регистрация по месту
жительства, запись детей в загранпаспорт усыновителя.
1.3. Изменение формы семейного устройства – приоритеты, возможности, критерии.
1.4. Приёмная семья: оформление, порядок заключения договора «О создании
приемной семьи», форма договора. Материальное обеспечение семьи, льготы.
1.5. Подача заявления в суд и судебная процедура установления усыновления
1.6. Права биологических
родителей ребёнка и их родственников после передачи ребенка в принимающую
семью. Восстановление родителей в правах.
1.7. Наблюдение органами опеки за усыновлённым, принятым под опеку
патронируемым ребёнком.
1.8. Отмена усыновления, снятие опеки.
1.9. Персональные консультации слушателей по ситуациям, письменные
рекомендации, ведение случая.
2. Медицинский (справочный)
2.1. Система установки диагноза, методы диагностики детей в учреждениях.
Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младшего возраста и их
комментарий. Корректируемые и некорректируемые заболевания.
2.2. Особенности состояния здоровья детей в домах ребёнка, детских домах,
детей, отобранных из неблагополучных семей. Гипер- и гиподиагностика в детских
учреждениях.
2.3. Особенности возрастного физического развития детей – обзор.
2.4. Генетическая наследственность. Психиатрия и психофизиология: психиатрические
заболевания у детей, диагностика и основные факторы, влияющие на развитие
заболеваний.
2.5. Оказание доврачебной помощи детям дошкольного возраста.
2.6. Персональные консультации слушателей по ситуациям, письменные
рекомендации, ведение случая.
3. Психолого-педагогический
3.1. Психология общения со службами в процессе оформления документов на
ребенка, осуществления проверок, отчетов.
3.2. Особенности возрастной психологии детей.
3.3. Основные депривационные проблемы у детей, развивавшихся вне семьи,
отобранных из неблагополучных семей. Виды депривационного поведения детей.
Возможности реабилитации. Госпитализм, психотерапия депривационных расстройств
у ребёнка.
3.4. Общение с окружающими и посторонними людьми; правила поведения.
3.5. Процесс адаптации. Стадии, особенности каждой стадии, зависимость скорости
адаптации от основных факторов. Определение перехода одной стадии в другую.
3.6. Особенности адаптации родителей. Повышение роли отца и других членов семьи
в процессе адаптации и реабилитации.
3.7. Интерпретация поведенческих проявлений ребёнка в приёмной семье. Основные
стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей.
3.8. Особенности поведения в приёмной семье детей, имеющих различный опыт
воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении.
3.9. Особенности адаптации сиблингов (в случае одновременного приема двух и
более детей). Налаживание отношений с другими детьми в семье.
3.10. Особенности психологии приемных подростков. Основные ошибки усыновителей
в интерпретации поведения подростков.
3.11. Тайна усыновления. Как и когда рассказать ребёнку, о его происхождении.
3.12. Идентичность приемного ребенка. Проблемы контактов ребёнка с
биологическими родственниками. Выработка/корректировка отношения ребёнка к
его биологическим родителям.
3.13. Историография ребёнка. Восстановление биографии ребёнка: розыск
документов, кровных родителей.
3.14. Взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями
ребёнка, юридические, этические и психологические аспекты.
3.15. Специфические проблемы детей-сирот и детей, имеющих опыт пребывания в
интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи,
нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического
опыта, детское воровство (по запросу группы и персонально).
После окончания обучения проводится общая конференция: короткая официальная
часть – поздравления от руководителей и преподавателей ШПР, озвучиваются
ближайшие интернет и очные мероприятия в регионах. Неофициальная часть –
ответы на оставшиеся вопросы, разговоры не по теме.
Дополнительно проводятся:
Семинары-консультации
- Взаимодействие с органами опеки при возникновении конфликтной ситуации,
доказывание своей позиции.
- Подготовка к судебной процедуре усыновления при переходе с опеки на усыновление.
- Восстановление биографии ребёнка: розыск документов, кровных родственников
детей.
- Как рассказать ребёнку о его принятии в семью.
Мы надеемся,
что открывая возможность очной и дистанционной подготовки кандидатов, сможем
помочь гражданам, намеревающимся принять ребенка в семью.
С 18 мая 2009 года органы опеки и попечительства, в соответствии с
Постановлением Правительства №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и
попечительства …» обязаны «организовать обучающие семинары, тренинговые
занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний».
с помощью Школы приемных родителей можно достичь следующего:
– Люди получают юридические знания и уменьшаются затраты времени на
разъяснение элементарных понятий в семейном устройстве и требований
законодательства.
– В процессе подготовки в значительной степени отсеиваются люди пока не готовые
к приему ребенка, а значит, высвобождается время для более продуктивной и
интересной работы, нежели потеря времени на отговаривание таких
заявителей.
– Школа позволяет создать общее информационное поле для специалистов и
обращающихся к ним граждан, а общаться на одном языке существенно проще.
– Практически все прошедшие подготовку кандидаты меньше волнуются и
ошибаются, более открыты для общения, помощи и готовы к сотрудничеству с
органами опеки, а так же значительно меньше переживают по поводу тайны
усыновления.
Следует иметь ввиду, следующее:
– при доступности для принимающих семей очных курсов рекомендоуем гражданам
обращаться именно туда. Как бы мы не старались дистанционно помочь людям, всё
же невозможно обеспечить то, что дает живая встреча и обсуждение с
преподавателями и опытными родителями,
– выдаваемое нами свидетельство не дает гарантий готовности слушателя, о чем
прямо сказано в самом Свидетельстве. Оценка заявителей и принятие решения о
передачи им ребенка - право и обязанность органа опеки и может осуществляться
только после комплексной оценки заявителя.
Мы будем рады помочь вам и готовы принимать людей, направляемых органами опеки. |