В августе 2006 года в Иркутске и Ангарске проходил региональный научно-практический семинар «Ювенальная юстиция – перспективы развития», участие в котором приняли судьи и юристы области. На форуме обсуждали вопросы ювенальной политики, говорили о работе комиссий по делам несовершеннолетних. В ходе мероприятия участники посетили СИЗО № 1, областной детский дом, Ангарскую воспитательную колонию.
Кульминацией этого форума стало открытие ювенального суда в г. Ангарске на улице Московской.
Для проведения эксперимента Ангарск был выбран по нескольким критериям: поддержка местной администрации, наличие материально-технической базы, высокая квалификация судей, готовность к сотрудничеству комиссии по делам несовершеннолетних, отдела образования и органов социальной защиты.
Так в Ангарске началось становление нового правосудия, которое было призвано рассматривать несовершеннолетнего не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.
Специалисты ОГКУСО «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Ангарска» начали свою работу почти с момента образования судебного состава по делам несовершеннолетних Ангарского городского суда. С первых месяцев стала очевидной необходимость их деятельности.
Сейчас здесь работают социальный педагог и педагог – психолог Елена Андреевна Толмачева и Ирина Анатольевна Чекменева они принимают активное участие в работе при подготовке дел в отношении несовершеннолетних к рассмотрению в суде. Сотрудники ЦПД действуя на постоянной основе, осуществляют социальное сопровождение уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Деятельность специалистов осуществляется по следующим направлениям:
-социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подсудимого и подготовка предложений о мерах по его реабилитации и ресоциализации (психологическая диагностика);
-предоставление суду заключения о вопросах, касающихся личности подростка, условий его жизни и воспитания;
- взаимодействие со специалистами органов и учреждений государственной системы профилактики.
В данном случае взаимодействие органов и учреждений системы профилактики можно разделить на три этапа:
1. Взаимодействие в рамках подготовки к судебному слушанию.
2. Взаимодействие в ходе судебного процесса.
3. Взаимодействие после вынесения судебного решения (приговора) по профилактике совершения повторных преступлений условно осужденными несовершеннолетними.
По каждому уголовному делу социальный педагог собирает сведения о несовершеннолетнем, условиях его жизни и воспитания, о его отношении к совершенному преступлению, об уровне психического развития и иных особенностях его личности.
В результате этой работы выявляются взгляды, мотивы поступков несовершеннолетнего, круг общения, источники возможного отрицательного влияния на подростка, а также возможности создания благоприятной обстановки с целью профилактики повторных преступлений, обеспечив при этом индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему.
Для установления полной личностной характеристики подростка в суде работают не только с ним лично и его законными представителями, но и со всеми службами, занимающимися правонарушениями среди подростков, с учителями школ, училищ и даже с соседями по дому, где живет семья несовершеннолетнего. Помимо этого, социальный педагог осуществляет контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебного заведения, дает родителям рекомендации по воспитанию несовершеннолетнего, оказывает помощь подростку в получении документов (паспорта, на получение пенсии по потере кормильца или по инвалидности и т.д.), оказывает содействие по устройству подростка в учебное заведение или на работу путем направления соответствующих запросов в различные инстанции и т.д.
Итогом этой работы является единое заключение социального педагога и педагога - психолога, именуемое «Картой социального сопровождения», в которой отражаются все собранные о несовершеннолетнем сведения, и являющаяся фактически докладом суду о личности несовершеннолетнего, которая приобщается к материалам уголовного дела.
Содержащиеся в докладе данные позволяют судье сделать правильный вывод о том, какое наказание необходимо назначить несовершеннолетнему для достижения его исправления и пресечения совершения им преступлений в дальнейшем.
Педагог - психолог, работающий при суде, проводит диагностику личности несовершеннолетних, дела в отношении которых поступают в суд. По результатам проведенной психодиагностики составляется заключение, в котором содержатся подробные сведения об индивидуальных психологических особенностях несовершеннолетнего, а также предлагается конкретный комплекс коррекционно-реабилитационных мероприятий в отношении подростка, к ним относятся тренинги, живые встречи, мероприятия с общественными организациями. Актуальными форми взаимодействия является круглый стол, координационный совет, судейский совет.
Заключение педагога - психолога учитывается судьей при рассмотрении уголовного дела и назначении наказания несовершеннолетнему. Судья, при вынесении приговора в отношении несовершеннолетнего может возложить на него дополнительную обязанность пройти курс реабилитации у педагога - психолога, работающего при Ангарском городском суде. Кроме того, основываясь на результатах проведенной диагностики, педагог - психолог также может дать собственные рекомендации по воспитанию несовершеннолетнего его родителям. При необходимости проводятся специальные совместные тренинги с несовершеннолетним и его родителями, в ходе которых разрешаются внутрисемейные конфликты, достигается лучшее взаимопонимание в семье.
В Ангарском городском суде осуществляется совместная с социальным педагогом и педагогом - психологом Центра помощи детям, уголовно-исполнительной инспекции, регионального специалиста центра профилактики наркомании работа по предупреждению повторных преступлений со стороны несовершеннолетних данной категории: встречи с несовершеннолетними, состоящих на учете, собрания для законных представителей несовершеннолетних не только осужденных к мерам наказания не связанным с лишением свободы, но и для родителей, чьи дети попали в поле зрения правоохранительных и судебных органов. На них обсуждаются проблемы, которые возникают в семьях в период условного осуждения подростка. Многие родители приходят сюда за советом и помощью в воспитании своего ребенка. В качестве примерной тематики проведения собраний могут можно назвать следующие: «Осознание проблем во взаимодействии с детьми», «Как общаться с подростками, знание подростковой психологии», «Неблагополучие семьи, одна из причин совершения подростком преступлений», «Осознание подростком меры условного наказания», «Исполнение родительских обязанностей», «Негативное влияние родителей на подростков». «Ответственное родительство: медиативные технологии урегулирования конфликтов и взаимодействия с ребенком».
Система профилактики уделяет особое внимание досуговой деятельности несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные ими правонарушения и преступления. Занятость и организованный досуг в свободное время молодежи является действенной формой профилактики правонарушений. С целью ресоциализации несовершеннолетних условно осужденных, систематически проводятся профилактические мероприятия для подростков и их законных представителей (социально-воспитательные, культурно-досуговые, спортивные и др.). Такие мероприятия проводятся во взаимодействии специалистов Центра помощи детям при Ангарском городском суде, ОДН, УИИ, Управления по молодежной политике, физкультуре и спорту администрации АГО с привлечением специалистов разных областей: врачей наркологов, дермато-венерологов, превентолога, медицинского психолога, регионального специалиста центра профилактики наркомании, МОУ ДОД «Военно-Патриотическая Школа «Мужество» имени Ю.А. Болдырева», музея «Победы», общественной некоммерческой организации фонд «Город без наркотиков», ОГКУ «ЦЗН города Ангарска».
Необходимо отметить, что основными целями и тематикой данных встреч, тренингов, бесед являются предупреждение негативных явлений в подростковой среде (алкоголизм, наркомания), сохранение репродуктивного здоровья, пропаганда здорового образа жизни, последствия социально-неодобряемого поведения, профилактике социально-значимых заболеваний, занятость в свободное от учебы время. Несовершеннолетние получают информацию в доступной для их возрастной категории форме. Так же проводятся мероприятия по ознакомлению с деятельностью базы Байкальского поисково – спасательного отряда МЧС РФ, расположенной в пос. Никола, воинские части, расположенные на территории АГО, военно-спортивные мероприятия, соревнования на базе пейнтбольного клуба «Комбат» в пригородной зоне г.Ангарска, на базе Ангарской общественной организации бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и гетто «Тихие зори» с участием председателя и создателя организации и т.д.
Новой формой профилактической работы во взаимодействии со службами системы профилактики стало проведение на базе ФКУ Ангарская воспитательная колония ГУФСИН России по Иркутской области начальником психологической лаборатории АВК для несовершеннолетних, осужденным к наказанию, не связанным с лишением свободы тренингов с использованием технологии воздействия на их сознание и поведение. Учитывая происходящие негативные качественные изменения в составе несовершеннолетних повышенного пенитенциарного риска.
С января 2019г. психологи УИИ и ЦПД при АГС начали работу по психокоррекционной программе по профилактике повторных преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Программа подготовлена и разработана Федеральной службой исполнения наказаний Самарского юридического института.
Данная программа направлена на организацию психокоррекционной работы по профилактике повторных преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества и предназначена для психологов УИИ ФСИН России. Психологические тренинги проводятся 1-2 раза в месяц на базе Ангарского городского суда. Для прохождения данного тренинга не требуется наличие постоянного состава участников, а ее численный состав неограничен. (Выполнение упражнений направлено на индивидуальную проработку проблемы каждым участником).
Кроме того, 1 раз в месяц проводятся тренинги по Программе развития толерантности несовершеннолетних «Будем толерантными!» В ходе проведения занятий указанного курса участники группы учатся способам эффективного общения, преодоления барьеров коммуникаций, пониманию и оценке эмоционального состояния других людей, сочувствию и сопереживанию другим людям. Также, в ходе занятий, несовершеннолетние изучают техники эмпатийного слушания, эмпатийного восприятия, способы реагирования в конфликте, техники бесконфликтного общения. Кроме того, подростки учатся различать дружбу от манипулятивного воздействия сверстников, осознавать ценность семьи, строить конформные взаимоотношения с родителями.
С целью профилактики совершения повторных преступлений несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанными с лишением свободы, осужденными условно с испытательным сроком в рамках осуществления ИПР и контроля за исполнением обязанностей, возложенных судом, во взаимодействии с сотрудниками УИИ, ОДН, социальным педагогом ОГКУ СО ЦПД и психологом осуществляются проверки осужденных несовершеннолетних в ночное время по месту жительства с целью контроля за исполнением возложенной судом обязанности: находиться дома в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов. Данные проверки позволяют иметь полное представление об условиях содержания и воспитания каждого из несовершеннолетних данной категории.
В самом общем виде деятельность сотрудников ЦПД представляет собой сложное явление, в котором применяются различные методы по ресоциализации и оказанию поддержки трудным подросткам и их семьям. За счет разработанного комплекса мер и индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему удается помочь ему адаптироваться в нормальной социальной среде, а не преступном мире.
|